критическое мышление
Связанное с эмпатией критическое мышление

Критическое мышление, на наш взгляд, включает в себя несколько элементов:

- недоверие авторитетам, то есть тем, кто высказывает окончательную истину от лица группы людей или институций, чье мнение нельзя оспорить;
- смелость не доверять авторитетам;
- рассудительность и ответственность за свои высказывания.

Критическое мышление связано с критикой идеологий. Представления и системы взглядов, которые описывают мир и из которых исходят разные сообщества, часто являются чем-то, что усваивается автоматически от окружающих и властных структур. Идеологии скрывают от нас то, как на самом деле устроена социальная реальность, в которой мы живем, и критическое мышление как раз призвано разоблачать наши иллюзии.

Например, широко распространено убеждение, что успех в жизни зависит целиком от личных усилий человека. Если он/она не добились успеха, значит «сами виноваты», недостаточно старались. Это мнение постоянно транслируется в медиа и воспроизводится в разговорах. Однако исследования показывают, что социальная успешность зависит от стартовых условий, в которых находятся разные люди.

Дети, выросшие в семьях с большим образовательным, социальным, культурным и финансовым капиталом, имеют значительные преимущества перед другими. А такие неблагоприятные социальные условия, как бедность, домашнее насилие и тому подобное, напротив, препятствуют социальному подъему, закрепляют негативные социальные привычки и паттерны.

Важно помнить, что любая информация может быть недостоверной или искажающей реальное положение вещей. Конечно, в бесконечном потоке информации сложно сохранить постоянную критическую установку. Тем не менее, когда речь идет о важных концептуальных вопросах, которые непосредственно касаются нашей жизни, важно останавливаться и спрашивать себя, так ли это на самом деле. Не стоят ли за какой-то информацией или взглядами интересы отдельных людей, групп или институций, которые намеренно или нет вводят нас в заблуждение? Часто люди, которые транслируют какую-то информацию, также не отдают себе отчета в своих действиях — им может казаться, что они делают что-то правильное и честное. Поэтому разбираться в мотивах и интересах других важно всегда.

Во время обсуждений важно заранее не приписывать собеседницам и собеседникам аргументы и мотивации, а создать условия для того, чтобы они сами их раскрывали.
Критическое мышление как подозрение к авторитетам и идеологиям не означает, что мы не признаем других людей, их знаний и представлений. Наоборот, наши знания формируются в том числе в коммуникации и в дискуссиях с другими людьми. Важно, чтобы при этом создавались условия, позволяющие нам говорить на равных, — и для этого необходимы эмпатия, взаимоуважительные отношения и способность представить себя в позиции других людей. Это значит, что во время обсуждений важно заранее не приписывать собеседницам и собеседникам аргументы и мотивации, а создать условия для того, чтобы они сами их раскрывали. Эмпатия и взаимоуважение помогают избегать манипуляций и искажений, поскольку не просто позволяют представлять позиции друг друга как оспариваемые, но и делать это неоскорбительным образом. В результате этого наше мышление превращается в совместный поиск истины и становится открытым процессом, где очень важно участие самых разных людей.
Критическое мышление и неформальное образование

Условия для развития критического мышления успешно конструируются в рамках неформального образования, которое, по словам современной философки Марты Нуссбаум, создает воображаемые пространства диалога между людьми с разными ценностями и разными позициями[1]. Например, когда мы читаем тексты философов или рассматриваем определенные кейсы, мы примеряем на себя разные точки зрения и ищем точки пересечения между разными интерпретациями, обсуждаем разные вопросы на равных, слушая друг друга и избегая занятия авторитетной позиции.

Однако критическое мышление — это не просто набор технических приемов, которые позволяют понять, как обстоят дела на самом деле. Критическое мышление развивается в определенном социальном контексте, и если контекст неблагоприятный, то само это понятие выхолащивается и теряет глубинный смысл, как произошло, например, в нашей стране. Все говорят о критическом мышлении, навыках XXI века, но от этих понятий мало что остается, потому что наша социальная реальность препятствует формированию и проявлению критического мышления. Критическое мышление возможно только в социальной среде, где признаются определенные ценности — эмпатии, уважения и взаимоуважения, где люди чувствуют поддержку друг друга, знают, что за их мысли и высказывания против них не будут применяться санкции. Иначе трудно в одиночку противостоять системе и сохранять критическую установку.

Также важно понимать, что развитие критического мышления, будь то в системе образования или в других институциях и сообществах, усложняет общество. Мы живем сегодня в обществе своеобразия, в нем важно признавать стили жизни и ценности разных людей, однако и способов, самих систем координат для согласования всего этого разнообразия тоже становится больше. Это может вызывать растерянность или даже страх. Критическое мышление помогает с ним справиться, потому что нацелено на понимание, откуда те или иные ценности возникают, как и того, что у любого мировоззрения есть определенные границы, изменчивые и проницаемые.
Критическое мышление, недискриминация, гендерное равенство и экологичность

Как показывают исследования[2], не так уж редко в современных обществах представители группы, разделяющие одну идеологию и базовые ценности, считают себя лучше других групп — в основе этого лежит социальное неравенство, иерархии и стремление доминировать. Группы людей враждуют, потому что конкурируют за неравно распределенные ресурсы и власть и стремятся занять привилегированное положение. В результате одни группы людей обесценивают другие группы, для чего используются различные механизмы дискриминации. Критическое мышление позволяет разоблачать такое стремление к доминированию и социальные иерархии, а также деконструировать принципы, которые эти иерархии поддерживают.

Те, кто отрицает равенство женщин и мужчин, апеллирует к существованию женской «природы» и к «естественным» ролям, присущим как женщинам, так и мужчинам. Однако исторически сами представления о «природе» и «естественности» менялись, что обнаруживает их социальный и культурный характер. Критическое мышление помогает его выявить и раскрыть, показать, что за идеологическими обоснованиями стоят конкретные социальные структуры доминирования, которые мужчинам чаще всего выгодно поддерживать, поскольку они находятся в привилегированном положении. Эта система доминирования касается не только женщин, но и других мужчин, которые не хотят вписываться в образ «настоящего» мужчины, а также представителей групп, которые каким-либо образом отличаются от доминирующей.

Критическое мышление, связанное с эмпатией, помогает нам понять не только условия, из которых говорят другие люди, но и поместить в круг эмпатии других живых существ, так как они также испытывают боль и могут страдать от последствий наших действий. Как мыслящие существа, люди могут брать ответственность за свои поступки, и мы должны смотреть на мир из перспективы этой ответственности.

С позиций социальной экологии мы говорим о том, что люди не являются превосходящими сущностями. Люди являются частью природы, частью животного мира, результатом эволюции этого животного мира. И, как часть животного мира, они должны уважать интересы других живых существ и быть ответственными и перед ними. Это также вопрос об иерархиях и необходимости их устранения. И если в мире, в котором мы хотим жить, нет иерархий, то планета и другие нечеловеческие субъекты также являются участницами этого общего процесса.

Ольга Шпарага, Александр Адамянц



[1] Нуссбаум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки. М., 2014.
[2] См. к примеру немецкое исследование о ненависти по отношению к группам людей 2010 года: https://library.fes.de/pdf-files/do/07905-20110311.pdf