Критическое мышление, недискриминация, гендерное равенство и экологичностьКак показывают исследования
[2], не так уж редко в современных обществах представители группы, разделяющие одну идеологию и базовые ценности, считают себя лучше других групп — в основе этого лежит социальное неравенство, иерархии и стремление доминировать. Группы людей враждуют, потому что конкурируют за неравно распределенные ресурсы и власть и стремятся занять привилегированное положение. В результате одни группы людей обесценивают другие группы, для чего используются различные механизмы
дискриминации. Критическое мышление позволяет разоблачать такое стремление к доминированию и социальные иерархии, а также деконструировать принципы, которые эти иерархии поддерживают.
Те, кто отрицает равенство женщин и мужчин, апеллирует к существованию женской «природы» и к «естественным» ролям, присущим как женщинам, так и мужчинам. Однако исторически сами представления о «природе» и «естественности» менялись, что обнаруживает их социальный и культурный характер. Критическое мышление помогает его выявить и раскрыть, показать, что за идеологическими обоснованиями стоят конкретные социальные структуры доминирования, которые мужчинам чаще всего выгодно поддерживать, поскольку они находятся в привилегированном положении. Эта система доминирования касается не только женщин, но и других мужчин, которые не хотят вписываться в образ «настоящего» мужчины, а также представителей групп, которые каким-либо образом отличаются от доминирующей.
Критическое мышление, связанное с эмпатией, помогает нам понять не только условия, из которых говорят другие люди, но и поместить в круг эмпатии других живых существ, так как они также испытывают боль и могут страдать от последствий наших действий. Как мыслящие существа, люди могут брать ответственность за свои поступки, и мы должны смотреть на мир из перспективы этой ответственности.
С позиций
социальной экологии мы говорим о том, что люди не являются превосходящими сущностями. Люди являются частью природы, частью животного мира, результатом эволюции этого животного мира. И, как часть животного мира, они должны уважать интересы других живых существ и быть ответственными и перед ними. Это также вопрос об иерархиях и необходимости их устранения. И если в мире, в котором мы хотим жить, нет иерархий, то планета и другие нечеловеческие субъекты также являются участницами этого общего процесса.
Ольга Шпарага, Александр Адамянц
[1] Нуссбаум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки. М., 2014.
[2] См. к примеру немецкое исследование о ненависти по отношению к группам людей 2010 года: https://library.fes.de/pdf-files/do/07905-20110311.pdf