уважение прав человека и недискриминация
Что мы понимаем под правами человека:

- это система определенных ценностей, на которых строится подход ко всем людям без исключения;
- это правовые нормы, которые предписывают защиту человека от произвола власти/государства, а также возлагают обязательства на государства по реализации прав всех людей;
- это универсальная всемирная концепция, всеобщий идеал, к которому нам всем нужно стремиться.

Права человека как Human Rights появляются после Второй мировой войны, закрепляются во Всеобщей декларации прав человека и развиваются вместе с новыми договоренностями между государствами каждый день.

Для разговора о правах человека в первую очередь важны такие понятия, как человеческое достоинство, равенство, свобода и справедливость.

Человеческое достоинство и равенство — две ключевые ценности, составляющие основу идеи прав человека. Права человека исходят из того, что все люди от рождения обладают равным человеческим достоинством и самоценностью, которые не зависят от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Ценность человеческого достоинства заключается в признании людей в качестве субъектов, наделенных способностью действовать, принимать решения и проявлять личное своеобразие.
Будучи равными по своей природе, люди заслуживают справедливого и беспристрастного обращения.
Права человека — это международные договоренности государств, которые берут на себя обязательства их уважать (не нарушать самим), защищать (принимать меры в целях недопущения нарушений прав человека другими лицами) и обеспечивать (создавать условия для реальной реализации прав).

В этих договорах определяются минимальные стандарты, которые правительства должны обеспечить для людей, проживающих на территории страны. Принцип универсальности прав человека — того, что они принадлежат людям независимо от их местонахождения, — основывается на убеждении, что все люди равны.

О свободе в контексте прав человека мы обычно говорим в философском представлении Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо как свободе от порабощения со стороны государства и власть имущих. Такая свобода неразрывно связана с равенством и хорошо иллюстрируется теорией «общественного договора», согласно которой государство создано в результате волеизъявления свободных и независимых индивидов для защиты их прав (на жизнь, свободу и собственность). Свобода также связывается с человеческой волей, которая является важной частью достоинства — действия человека против своей воли унижают его разум и достоинство.

Справедливость обеспечивает соответствия разного порядка: прав и ответственности, наказания и преступления и так далее. Будучи равными по своей природе, люди заслуживают справедливого и беспристрастного обращения.
Права человека, экологичность, гендерное равенство и критическое мышление

Деятельность, основанная на соблюдении и уважении прав человека, способствует развитию справедливого и безопасного для всех общества, в основе которого лежат также и другие принципы, которые мы отстаиваем, — гендерное равенство, экологичность и критическое мышление. Следуя этим принципам в их связи друг с другом, мы способствуем воплощению инклюзивного общества в реальность.

Так, например, гендерное равенство неотделимо от прав человека — оно является одним из измерений равенства всех людей, потому что человеческое достоинство не зависит от гендера, этничности, касты, класса или иной формы социальной принадлежности, религии, инвалидности, сексуальной ориентации, возраста, гендерной идентичности, а также интерсекциональности этих признаков.

Соблюдение принципа экологичности необходимо для обеспечения безопасных условий для жизни в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также реализации права на благоприятную окружающую среду. Негативное влияние на окружающую среду провоцирует последствия, которые существенно влияют на возможность жить в отдельных местах планеты и ставят под угрозу здоровье и жизни людей. Например, повышение среднемировой температуры на два градуса приведет к тому, что каждый 27-й человек на Земле будет вынужден искать спасения и возможность жить в безопасности в других регионах и странах.

Критическое мышление также является одной из составляющих культуры прав человека и позволяет более осознанно относиться к себе, своей роли и ответственности в мире. Развитое критическое мышление способствует более осмысленному и конструктивному взаимодействию с другими, помогает быть более требовательными к властям и предпринимать наиболее эффективные действия по защите и восстановлению прав.

Соблюдение прав человека помогает развивать справедливое и безопасное для всех людей общество, препятствовать властям использовать механизмы угнетения и насилия, а также восстановить справедливость, если она была нарушена.
Cамого по себе существования прав человека недостаточно — все мы знаем, что эти права нарушаются каждый день во всем мире.
Безусловно, самого по себе существования прав человека недостаточно — все мы знаем, что эти права нарушаются каждый день во всем мире: например, защита прав одних людей может служить ложным оправданием введения ограничений для других; существуют «вредные традиционные практики» (например, женское обрезание или ранние браки), оправдываемые культурными традициями; могут возникать «конфликты прав», будь то между разными правами или одним и тем же правом разных людей. Например, когда два пациента нуждаются в пересадке сердца, а доступно для пересадки только одно, право одного пациента на жизнь вступает в конфликт с таким же правом другого.

Существуют также ситуации, когда в противоречие вступают разные права разных людей, как, например, случилось в еврейской общине Осло. 19 августа 2000 года группировка "Bootboys", организовала и провела в пригороде Осло шествие в память нацистского лидера Рудольфа Гесса. Перед участниками, одетыми в «полувоенную» форму, с антисемитской речью выступил лидер демонстрации Терье Шоли. На его речь участники шествия ответили нацистскими приветствиями с криками «Зиг Хайль». В этом случае возник конфликт между правом Шоли на свободу выражения мнений и правом еврейской общины на свободу от дискриминации. В данном случае Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН счел, что слова Шоли содержат идеи, основанные на расовом превосходстве или ненависти, и что эти явно агрессивные заявления не защищены правом на свободу выражения мнений.

В то же время права человека меняются, развиваются и являются постоянно расширяющейся сферой морально-правовой рефлексии. Существует еще много вопросов, требующих решения, как, например, запрет смертной казни во всех странах мира, запрет «вредных традиционных практик» и другие. И для того, чтобы эти вопросы были решены как можно быстрее, необходимо поощрять дебаты и формировать общественное мнение по наиболее спорным вопросам, ссылаясь на фундаментальные ценности равенства и человеческого достоинства.

Валдис Фугаш, Наста Лойка