гендерное равенство
Под гендерным равенством мы понимаем достижение равенства женщин и мужчин с точки зрения прав и возможностей. К сожалению, до сих пор существует много условий, ограничивающих возможности самореализации женщин. Например, разница в оплате труда, разная степень присутствия мужчин и женщин в общественной жизни, а также участия в принятии решений.

Чтобы говорить о гендерном равенстве, важно понимать, что такое гендер. Зачастую в нашей стране понятие «гендер» ошибочно связывается исключительно с ЛГБТК-повесткой, что вызывает неприятие и страх. На самом деле, гендер — это социальные роли, которые закрепляются за мужчинами и женщинами и определяют ожидания от их поведения и характеристики, которым они должны соответствовать. Условно, женщина — это будущая мать, она должна быть феминной, нежной и хотеть иметь детей, а мужчина — активный добытчик, который должен зарабатывать, чтобы содержать семью.

Такие социально определяемые ожидания накладывают очень много рамок и ограничений, которые влияют на жизнь мужчин и женщин и на те выборы, которые они делают. Распространенное до сих пор консервативно-традиционное понимание гендерных ролей может делать мужчин и женщин несчастными, вынуждая их совершать выборы, которые на самом деле не связаны с их реальными желаниями.

Важно понимать, что от гендерных стереотипов страдают не только женщины, но и мужчины, которые не вписываются в концепцию гегемонной маскулинности. В то же время в силу разных социальных обстоятельств мужчины часто не понимают, что гендерное равенство сделает лучше и их жизнь тоже, потому что в патриархальной системе угнетаются не только женщины или представители уязвимых групп, но и все, кто отличается от доминирующей группы.
Задача продвижения гендерного равенства — сделать людей более чувствительными к проявлениям дискриминации, более критичными к происходящему вокруг.
Феминизм и гендерное равенство — не про навязывание каких-то «правильных» позиций и моделей поведения, но про отсутствие властной позиции и иерархий, возможность выбора быть такими, какими мы хотим, в условиях, когда мы понимаем причины и следствия наших действий и несем за них ответственность.

Главная задача продвижения гендерного равенства — не доказать что-то кому-то, а сделать людей более чувствительными к проявлениям дискриминации, более критичными к происходящему вокруг. Когда люди начинают мыслить критически и применять гендерную оптику, у них появляется множество вопросов и сомнений относительно самых базовых вещей, которые составляли основу их жизни. И тогда они понимают, что большинство из того, что происходит вокруг, не данность, а социальные конструкты, которые можно менять. Гендерное равенство и другие ценности, которые мы отстаиваем, могут непосредственно способствовать построению нового более справедливого мира.

Так, например, исследования показывают, что гендерное равенство, равенство зарплат, возможность обоим родителям брать декретный отпуск, разделение домашнего труда, отсутствие гендерной дискриминации при приеме на работу очень позитивно сказывается на экономическом развитии общества. Это также снимает дополнительное давление не только с женщин, но и с мужчин: ни один из партнеров не должен полностью самостоятельно обеспечивать семью, это минимизирует психологическое, эмоциональное и физическое напряжение, снижает уровень стресса. Партнеры в семье имеют равные возможности, получают равные зарплаты — и в итоге ответственность за жизнь и благополучие семьи распределяется равномерно. Общество с такими ценностями будет более справедливым, экономически развитым и счастливым.
Арт-интервенция инициативы «Маршируй, детка!» 10.12.2019 в рамках 16 активных дней против насилия над женщинами
Все ценности, которые мы отстаиваем, взаимосвязаны. Так, например, даже если эта связь не очевидна, экологический кризис тесно связан с гендерным неравенством. Женщин, как и природу, веками эксплуатировали, что в итоге привело к глубокому экологическому и социальному кризису. И экологические проблемы невозможно решить, пока в обществе будут господствовать гендерные стереотипы и неравенство.

Например, ответственность за внедрение экологически дружественного образа жизни в приватной сфере ложится на женщин, которым традиционно приписывается деятельность, связанная с заботой. И эта связь с женской сферой отталкивать мужчин, ведь «не по-мужски» есть меньше мяса, брать с собой сумки в магазин и так далее. Получается, что мы не можем решить экологические проблемы, не избавившись от гендерных стереотипов, потому что в обратном случае это просто станет дополнительной нагрузкой для женщин: сортировка мусора, выбор экологических продуктов, щадящей бытовой химии. Мы видим очередной замкнутый круг: климатический кризис ухудшает положение женщин, особенно в тех странах, где женщины подвергаются множественной дискриминации, а эксплуатация по признаку пола и гендерная дискриминация в целом мешают преодолевать этот кризис.

Политические и экономические решения, влияющие на глобальную экологическую ситуацию, также чаще всего принимают мужчины, которые имеют властные и финансовые ресурсы. Конечно, мы не знаем, какие решения принимали бы на таком уровне женщины и к каким последствиям это бы привело, но в условиях современных социальных иерархий это даже невозможно проверить.

В целом хотелось бы иметь больше примеров женских ролевых моделей и в бизнесе, и в политике, чтобы женщины понимали, что тоже могут достигнуть многого. Чем больше разных ролевых моделей будет появляться, тем больше будет вариативности и представлений о том, кем мы можем быть.

Важным элементом борьбы с гендерной дискриминацией и стереотипами является образование. К сожалению, в Беларуси нет качественного гендерного и сексуального образования на общенациональном уровне. Конечно, в школах проводятся отдельные уроки по гендерному равенству, но часто учителя рассказывают об этом из своей перспективы, опираются на свои представления, которые могут прямо противоречить основам гендерного равенства. И для того, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо много усилий разных акторов, потому что речь идет не только о гендерных стереотипах, которые транслируются в системе образования, а в целом об иерархической системе представлений об окружающем мире и разных сферах жизни, которую очень сложно изменить.

Марина Корж, Светлана Гатальская